Дата создания: 20 марта 2024
Остеохондроз: признаки развития и лечение

Остеохондроз – дегенеративное заболевание, при котором повреждаются межпозвоночные хрящи и костные структуры. В позвоночнике здорового человека межпозвоночные диски снимают нагрузку и уменьшают напряжение. Заболевание усложняет эти процессы, вызывая боль.

Зарубежные врачи относят данную дисфункцию к детской патологии. Причиной этого является развитие хрупкой костной системы у детей. Отечественные врачи диагностируют остеохондроз у людей старше 25 лет. Несмотря на совершенно разные подходы, мировая медицина едина в выявлении признаков и происхождения заболеваний.

Позвоночник.jpg

Остеохондроз

Термин «остеохондроз» происходит от греческого слова osteochondrosis, образованного от слов osteon — «кость», chondros —« хрящ», и суффикса ōsis, обозначающего «болезнь», или «патологическое состояние». Чтобы понять, что представляет собой остеохондроз позвоночника, опишем структуру позвоночного столба и изменения, которые происходят с ним в патологическом состоянии.

Позвоночник человека состоит из 32–34 позвонков — отдельных костей, образующих вертикальный столб. Между позвонками есть хрящевые прослойки, которые называются межпозвонковыми дисками. Кроме дисков позвонки соединяются между собой суставами и связками. Два соседних позвонка, межпозвонковый диск, связки, суставы, остистые отростки и другие ткани образуют позвоночно-двигательный сегмент, или ПДС.

Боли в спине.jpg

Признаки развития остеохондроза

Вот несколько теорий, которые могут объяснить развитие остеохондроза позвоночника:

• Нарушение обмена веществ (метаболизма) в диске. В норме студенистое вещество на 88% состоит из воды. С возрастом ее содержание уменьшается до 60%. Это может быть связано с ухудшением трофики диска — если в детском возрасте он имеет сосудистую сетку, то она полностью исчезает к 22–25 годам.

• Аномалии строения позвоночника. Аномальное расположение суставных отростков, незаращение дужки, сращения тел позвонков и прочие патологии могут привести к увеличению нагрузки на диск.

• Перегрузка позвоночно-двигательного сегмента. Сторонники этой теории считают, что остеохондроз развивается при неправильном распределении нагрузки на диски по разным причинам. В результате отдельные ПДС перегружаются, что приводит сначала к образованию протрузий, а затем — формированию грыж.

Выделяют также сосудистую, гормональную, инфекционную, инфекционно-аллергическую и другие теории. Однако они пока не имеют никаких подтверждений.

Методы лечения остеохондроза

Основные методы лечения остеохондроза включают:

1. Медикаментозную терапию. Врач может прописать противовоспалительные и обезболивающие препараты для снятия боли и воспаления. Также могут использоваться хондропротекторы для восстановления хрящевой ткани.

2. Физиотерапию. Физиотерапевтические процедуры, такие как ультразвук, лазерная терапия, магнитотерапия, помогают снизить воспаление, улучшить кровообращение, укрепить мышцы и сухожилия.

3. Массаж и лечебную гимнастику. Массаж способствует расслаблению мышц и улучшению кровообращения, а лечебная гимнастика помогает укрепить мышцы спины, улучшить гибкость позвоночника и предотвратить дальнейшее развитие заболевания.

4. Правильное питание. Сбалансированное питание способствует укреплению костей и суставов, снижению воспаления и облегчению симптомов остеохондроза.

5. Ношение ортопедических корсетов или поясов. Они могут помочь разгрузить позвоночник, уменьшить нагрузку на межпозвонковые диски и суставы.

6. Обращение к профессионалам. При наличии острых или обостряющихся болей, сильного ограничения движений или других осложнений необходимо обратиться к врачу для дополнительного обследования и определения оптимального лечения.

К кому обращаться при боли в спине.jpg

Почти каждый взрослый человек знаком с болью в позвоночнике. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что обширные патологии позвоночника вызваны неумением современного человека правильно питаться, ходить, стоять, сидеть и полным отсутствием физической активности. Без своевременной медицинской помощи остеохондроз может привести к неприятным осложнениям. Чаще всего это сильные боли различной интенсивности. Они неизбежно влияют на повседневную жизнь больного и существенно ограничивают его физическую активность. В тяжелых случаях человек может фактически оказаться прикованным к постели. Cледование рекомендациям врача и изменение образа жизни могут значительно снизить риск возникновения болезненных эпизодов.

Заключение

Важно понимать, что лечение остеохондроза должно быть комплексным и индивидуально подобранным под каждого пациента. Самолечение и игнорирование симптомов могут привести к ухудшению состояния и осложнениям. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту для получения квалифицированной помощи и разработки индивидуального плана лечения остеохондроза.

При своевременном обращении к врачу и ранней диагностике остеохондроза прогноз болезни благоприятный. Обычно для перехода заболевания из фазы обострения в фазу ремиссии хватает 6-недельной терапии. При дальнейшем соблюдении рекомендаций врача и приеме профилактических мер прогрессирование остеохондроза замедляется или останавливается. В противном случае болезнь переходит на следующую стадию, либо боли приобретают хронический характер.

Меры профилактики начала развития и обострения, а также прогрессирования остеохондроза позвоночника:

• Нормализация массы тела. При ожирении снизить нагрузку на позвоночник поможет похудение.
  • Регулярная физическая активность. Однако следует избегать движений, многократно увеличивающих давление на межпозвонковые диски (подъем тяжестей, наклоны из положения «сидя» и «стоя», резкие повороты). Для позвоночника особенно полезны пилатес, йога, плавание.
  • Своевременное лечение патологий пищеварительной и эндокринной систем (они могут уменьшить усвоение питательных веществ и нарушить метаболизм).
  • Сбалансированное питание.
  • Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в детском возрасте.

Для профилактики остеохондроза также рекомендуется использовать ортопедическую подушку для сна. Желательно отказаться от ношения каблуков. Если вы предпочитаете каблук, его высота не должна быть более 2 см.

Остеохондроз
Боли в спине